Принято распоряжение правительства о ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2026-2030 годы.

Такую плату вносят в бюджеты разных уровней все юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная деятельность которых влияет на окружающую среду. Это производства 1-3 категорий опасности, например, занимающиеся перевалкой угля, металлургической и химической промышленности, нефтеперерабатывающие заводы, объекты переработки зерна.

Согласно документу, ставки платы поэтапно увеличатся в отношении загрязняющих веществ, образующихся при выбросах в атмосферный воздух и сбросах в водные объекты.

Размер ставок рассчитан по подходу, который применялся раньше, то есть исходя из степени опасности загрязняющих веществ (ПДК) и удельного экономического ущерба, который наносят вещества окружающей среде. Удельный экономический ущерб, который входит в ставки, определён в ценах 2024 года. Ранее он не менялся более 30 лет, с 1991 года.

Это касается, прежде всего, производств 1 категории опасности, которые выбрасывают, например, диоксид серы, бензолы, ртутные и свинцовые соединения. Превышение ПДК этих соединений наносят вред не только экосистемам, они опасны для здоровья людей.

Согласно российскому законодательству, предприятия 1 категории опасности обязаны были до начала 2025 года получить комплексные экологические разрешения (КЭРы). Это единый документ, который подтверждает, что производство соответствует всем экологическим требованиям, а именно – наилучшим доступным технологиям (НДТ). После внедрения таких технологий, то есть, соблюдая установленные ими нормативы, к таким производствам применяется коэффициент «ноль», и предприятия не вносят платежи. На данный момент такие разрешения выданы 3514 компаниям, а 887 всё еще не подтвердили свою безопасность: не получили разрешения и не соответствуют НДТ.

Кроме того, распоряжение устанавливает ставки платы на размещение малоопасных твёрдых коммунальных отходов (ТКО) в размере 190 рублей за тонну в 2026 году, предполагается их поэтапное повышение до экономически обоснованного размера в 823 рубля к 2030 году.

Необходимо отметить, что ставка платы на размещение отходов ТКО, составляющая 95 рублей, не менялась на протяжении семи лет, с 2018 года. Тогда как затраты региональных бюджетов на мероприятия по сохранению окружающей среды и созданию инфраструктуры по обращению с отходами за это время существенно выросли.

При подготовке документа прошли широкие обсуждения с бизнесом, региональными и заинтересованными федеральными властями.

Ключевая задача государства – не взимать плату за вред окружающей среде, а стимулировать бизнес модернизировать свои производства, использовать наилучшие доступные технологии в сфере экологии для выпуска своих товаров. Люди и природные комплексы, которые находятся рядом с заводами и фабриками должны быть защищены.

Сегодня Россия системно и последовательно совершенствует экологическое законодательство, делает его более чётким и прозрачным для всех участников хозяйственной деятельности в стране. Экологическое благополучие – национальная цель государства, обозначенная главой государства Владимиром Путиным.

Действует так называемый «Усольский закон», который обязывает собственников опасных производств и объектов размещения отходов I и II классов опасности ликвидировать нанесённый вред природе после закрытия предприятий.

По федеральному проекту «Чистый воздух» в 41 городе с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха промышленность, коммунальная и транспортная инфраструктура модернизируют свои мощности и снижают опасные выбросы в атмосферу. К 2036 они должны сократиться вдвое. По федпроекту «Вода России» в стране строятся и реконструируются очистные сооружения, идёт расчистка русел рек и улучшается экологическое состояние озёр и водохранилищ. По федпроекту «Экономика замкнутого цикла» в регионах создаются мощности по обработке и утилизации отходов.